Стадии психологической зависимости от компьютерных игр.
- Стадия легкой увлеченности. После того, как
подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он
начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная
графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то
фантастических сюжетов. Компьютер позволяет подростку с довольно большой
приближенностью к реальности осуществить свои мечты. Например, мечтая
быть сильным, супергероем, ребенок получает такую возможность в игре,
преследуя и побеждая других. Таким образом, начинает реализовываться
неосознаваемая потребность в принятии роли компьютерного персонажа.
Подросток начинает играть, уже не случайным образом очутившись за
компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую
целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в
компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический
характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не
сформирована, игра еще не является значимой ценностью.
- Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о
переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является
появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в
компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический
характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е.
удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами,
возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств. - Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется
изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный
мир. Зависимость может оформляться в одной из двух форм:
социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма
игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с
социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие
подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной
сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный
характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику
ребенка, чем индивидуализированная форма. Подростки не отрываются от
внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и
состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку
полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести
себя до психических и соматических нарушений.
- Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется
угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания
личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с
компьютером, однако полностью оторваться от психологической
привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из
всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости
угасания привязанности. Компьютерные игры имеют небольшую историю,
однако случаев полного угасания зависимости – единицы. Человек может
остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий,
тогда зависимость угасает быстрее.
Признаки компьютерной зависимости: - когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест; - ребенок раздражается при вынужденном отвлечении; - ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере; - ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр; - ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков; - у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье; -
чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок
начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками; - прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере; - ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере; - ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими; - нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру. Появление
подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе
желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника,
лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок
может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением.
Нередко развивается бессонница и нервное истощение. Факты, которые должны насторожить родителей. - ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера; - ребенок начал проводить ночи за компьютером; - ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером; - как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру; - ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось); - ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался; - ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.
Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей. Важное
влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который
преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют четыре типа
семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков: 1)
травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором,
либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и
беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощь
какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или
компьютер; 2) навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные
ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное
эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские
ожидания; 3) лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство
реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение и
деперсонализацию; 4) непоследовательная семья, когда родительские
правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный
эмоциональный дискомфорт. Исследования психологов показали, что в
семьях подростков, страдающих компьютерной зависимостью, чаще
используются негармоничные стили воспитания. В этих семьях преобладает
хаотический уровень адаптации. Это означает, что члены семьи в
проблемных или конфликтных ситуациях не способны конструктивно решать
возникающие проблемы. Все члены семьи дистанцированы друг от друга. Так,
например, у каждого из них свои интересы, которые не согласуются с
интересами других членов семьи, поэтому им трудно принимать совместные
решения. Кроме того, для них характерна неэффективная коммуникация,
которая может проявляться в неадекватном взаимном восприятии членами
семьи друг друга и собственной семьи в целом, в наличии множества
«закрытых» для обсуждения тем и т.д. Все это приводит к формированию
коммуникативных и личностных проблем у ребенка, иллюзорное решение
которых становится возможным, в частности, в условиях виртуальной
реальности, т.е. повышает риск развития компьютерной зависимости. У
родителей из этих семей была обнаружена также высокая степень семейной
тревоги, выражающаяся в семейной напряженности. Это означает, что
выполнение семейных обязанностей является для них непосильной задачей.
При таком положении дел в семье ослабляются эмоциональные контакты между
членами семьи, возникает недоверие друг к другу, что приводит к
развитию неблагоприятной эмоциональной атмосферы в семье. Интересно,
что дети в этих семьях оценивали поведение родителей как
непоследовательное, враждебное и директивное, что характеризует
авторитарный, противоречивый и эмоционально отвергающий стиль
воспитания. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми,
поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности,
что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже
враждебности к окружающим. При противоречивом стиле воспитания не
удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности -
потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения
стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность,
импульсивность, а в сложных ситуациях даже социальную дезадаптацию. В
противовес этому специалистами было установлено, что наилучшие
взаимоотношения детей и подростков с родителями складываются обычно
тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Демократический
стиль (в терминологии других авторов - «авторитетный»,
«сотрудничество») характеризуется тем, что родители поощряют личную
ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их
возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных
проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и
советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и
стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители
проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном
соблюдении дисциплины, что формирует ответственное социальное поведение.
Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и ответственности. Поведение
ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и
рационально: - родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с подростком; - власть используется лишь в меру необходимости; - в ребенке ценится как послушание, так и независимость; - родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; - он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний. Кроме
того, эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль,
благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют
теплоту и поддержку друг друга.
Несколько рекомендаций родителям. 1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки. 2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения. 3. Будьте другом и помощником своему ребенку. 4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах. 5.
Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены
сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не
противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе. 6.
Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей
стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с
ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её. 7.
Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно
придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из
возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется
ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без
посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с
компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не
более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами. 8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном. 9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого. 10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. 11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры. 12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.
|